30 марта, 2016

Primavera по-русски: весенние книги для детей.


Весна в Москве - самое долгожданное время года. Уставшие от колючего снега и промозглого ветра, люди (да и сама природа) радуются первым лучам слегка пригревающего солнца едва ли не больше, чем наступлению лета. Редкий живописец интересовался невзрачной весенней красотой лесов и полей (кроме знаменитого в России Алексея Саврасова и импрессиониста Альфреда Сислея – за рубежом), но в литературе ситуация несколько иная. Каждый год детские издательства выпускают несколько книг, которые призваны знакомить ребёнка с удивительным процессом пробуждения природы во всем мире. Нынешняя подборка предлагает ближе рассмотреть десять книг, так или иначе связанных с самым романтичным сезоном – весной.



Марина Аромштам. Весенние сказки. М.: КомпасГид, 2015. 


Писатель, создающий детские произведения, должен любить не какого-то конкретного (чаще – только своего) ребёнка, а абсолютно каждого. В противном случае книга теряет не только свою прелесть, но и всякий смысл. Марина Аромштам – человек, который не просто пишет рассказы для детей: кандидат педагогических наук, учитель начальных классов (и финалист премии «Учитель года»), автор многочисленных статей о проблемах педагогической реальности, куратор проектов учреждений для детей сирот, а также проектов, посвященных детской литературе, и так далее. Первые художественные произведения Аромштам были опубликованы в 2007 году, и с тех пор её творчество обрело поклонников в лице многих юных читателей. 

«Весенние сказки» - одна из книг серии для самых маленьких, выпускаемой издательством «КомпасГид». Начинаясь яркими, будто созданными самими детьми, иллюстрациями Марии Овчинниковой, она вовлекает ребёнка в мир природы, пробуждающейся после долгой и холодной зимы. Первый рассказ – «Вербины варежки» - это история настоящей законодательниц весенней моды среди растений, животных и птиц - история вербы. Замерзнув и окончательно устав от непрекращающейся зимы, она надевает на свои ветви мягкие пушистые варежки, чем вызывает немалый переполох в лесу и его окрестностях. Воробьи, перебивая друг друга, кричат «Верба варежки надела!», вороны чистят пёрышки, прихорашиваясь к наступлению тепла, да и кошка Муська наводит марафет, чтобы встретить новый сезон во всей красе. 

Вторая история - «Как цветы весну встречали» также рассказывает о приготовлениях к встрече с весной, только уже в Лепестковом государстве. Преодолевая крутые овраги, леса и покатые холмы, весна стремится пробудить всё живое от зимнего сна. Царь цветов, наблюдая за музицирующими кузнечиками и танцующими розами и настурциями, то и дело выходит на крыльцо своего дворца – узнать, не пришла ли весна. Слухи приносят то грачи, то ручеек, но лишь одному солнечному лучу удается уговорить выйти на свет самого смелого цветка – весёлую мать-и-мачеху, в пушистой жёлтой шапочке. 


Одушевление природы, наделение представителей флоры человеческими качествами, через простые и интересные рассказы способно посеять в ребёнке любовь и трепетное отношение к природе, как к живому организму, функционирующему наравне с человеком. После прочтения «Весенних сказок» можно отправиться в лес или во двор, чтобы своими глазами увидеть, как весна отвоёвывает владения у холодной и снежной зимы. Ведь прыжки по лужам и пускание корабликов по ручьям еще никто не отменял!



Ротраут Сузанна Бернер. Весенняя книга. М.: Самокат, 2015.


Зима, наконец, сдалась и отступает. На улицы Городка, созданного знаменитым немецким иллюстратором Ротраут Сузанной Бернер, тоже пришло тепло и много солнечного света. На деревьях вдоль главной улицы распускаются первые цветки яблони и вишни, на клумбах красуются ирисы и нарциссы – природа оживает. В сравнении с небогатой на живность «Зимней книгой», здесь перед читателем красуются рыжие кролики, проворная лисица, птицы и бабочки. Уже знакомые персонажи тоже не сидят дома, и отправляются по своим насущным делам. Прелестная старушка Анна собралась в поход и, минуя железнодорожный вокзал и центральную площадь города, оживлённый торговый центр и уютное кафе, отправляется на прогулку по покрывающимся зеленью лесным тропам и холмам. Чересчур самостоятельные коты Моника и Мингус неспешно лавируют в море городской суеты, то прыгая по веткам деревьев, а то и выпрашивая рыбий хвост у продавца магазина «Посейдон». 

Как и во всех виммельбухах (в буквальном переводе с немецкого языка Wimmelbuch – «кищащая книга», «живая книга») серии про Городок, Бернер рисует свой автопортрет – экстравагантная Сузанна, в неизменном причудливом головном уборе, то катается на самокате, то покупает очередную шляпку, цветок на которой неспешно жует лама с фермы городского парка. Помимо книги, издательство «Самокат» выпустило «Весеннюю раскраску», на каждом развороте которой встречаются уже знакомые персонажи. Раскрашивая по своему усмотрению, можно создать собственную историю про водителя мусоровоза, или трудолюбивого фермера. 


Весенний виммельбух  дарит читателям прекрасную возможность не только изучить жизнь города во всех подробностях, но и понаблюдать за преумножением радости с приходом прекрасного времени, мелодично называемого итальянцами «primavera».


Иван Соколов-Микитов. Весна в лесу. СПб.-М.: Речь, 2016.


Иван Сергеевич Соколов-Микитов принадлежит той плеяде советских писателей, которые в своих произведениях для детей, воспевают красоту природы. Будучи менее популярным в читательских кругам, чем, скажем, Виталий Бианки или Михаил Пришвин, Соколов-Микитов не менее виртуозно рисовал в своих рассказах удивительных мир природы, который виден, пожалуй, только русскому человеку. Не так давно издательство «Речь» выпустило сборник «Год в лесу», в котором были собраны заметки о разных временах года. Те, кто не успел приобрести именно это издательство, в 2016 году получили возможность собрать четыре отдельные книги по каждому сезону, и «Весна в лесу» - одна из них.

Любимый многими родителями, выросшими на произведениях Ивана Сергеевича, формат книги в мягкой обложке с еще советскими иллюстрациями, придется по душе и современным детям (только открывающим для себя и познающим мир, или уже более опытным исследователям-натуралистам). Здесь и медведица, выводящая своих медвежат на поиски пищи в весеннем лесу, и грациозные журавли, скрывающиеся в высокой луговой траве, и глухарь, громко токующий на болоте. 


«Весна в лесу» - это и отличный словарь архаизмов, практически исчезнувших под гнетом иностранных слов, заполонивших родную речь. Прекрасный, певучий русский язык раскрывается в рассказах Соколова-Микитова как нельзя лучше: припёк и бурелом, сторожкие журавли и токовище – настоящая музыка слова. 




Кристина Бьорк. Календарь Линнеи. Иллюстрации Лены Андерсон. М.: Albus Corvus/Беая Ворона, 2016.


Линнея – девочка, названная в честь лесного цветка, прототипом которой стала дочь иллюстратора Лены Андерсон – Николина. Благодаря своим друзьям – соседу-садовнику Блумквисту, и его приятелю Калле Краскену (скандинавское очарование является неотъемлемой частью всех книг Бьорк и Андерсон), Линнея узнаёт много интересного о жизни природы и её обитателей, и решается вести ежемесячный дневник. В нём она делает записи о наблюдениях за природой в разные времена года. В каждом месяце есть своя неповторимая прелесть, которая мгновенно улавливается и запечатлевается юным натуралистом. 

Январь – трудное время для всего живого: птицам нелегко найти еду, и поэтому Линнея решила открыть птичью столовую, чтобы угощать их разными лакомствами. В феврале девочка отправляется в лес – изучать подснежную жизнь зверей и растений. Но самое интересное Линнею и владельцев её календаря ждёт весной. Собирая в марте ветки на улице, можно разбить дома настоящий сад, и отправиться на поиски весны (как это сделали Линнея и Блумквист). Апрель – пора цветения и птичьих трелей, а май – самое подходящее время для наблюдения за бабочками, и создания гербария. Так, месяц за месяцем, сезон за сезоном читатели с пользой и интересом проводят целый год.



«Календарь Линнеи» построен по принципу детской энциклопедии, но выполнен гораздо увлекательнее и красивее своих собратьев. Здесь можно найти перечень продуктов, которыми можно кормить птиц в разное время года, и инструкции по пересадке растений и уходу за ними. Скандинавия славится бережным отношением к природе, и абсолютно все скандинавы с ранних лет учатся работать на земле, следить за огородом, и выращивать различные растения. Этот прекрасный опыт не только даёт возможность русскоговорящим детям получить новые навыки (столь редкие, почти экзотические для городских жителей), но и научиться получать удовольствие от общения с природой и её представителями. Пролистывая всего пару страниц в день, Вы обеспечите себя и своего ребёнка заданиями на месяц вперед, результаты которых останутся с Вами на долгие годы.



Ульф Сведберг. Круглый год. Иллюстрации Лены Андерсон. М.: Albus Corvus/Белая Ворона, 2015.


«Белая Ворона» - флагман среди издательств, выпускающих детские энциклопедии о природе. Из скопления заунывных фактов авторы этих книг превращают процесс обучения в веселую игру, в которой ребёнок выполняет роли ботаника, садовода и огородника, орнитолога и просто исследователя. «Круглый год» - книга, вобравшая в себя, пожалуй, всё лучше, что есть в шведской литературе для детей: лаконичные иллюстрации, легко воспринимаемый текст, и призыв к познанию природы, звучащий в каждой строчке, на каждой странице. 



Вслед за Линнеей, юный натуралист Майя, вооружившись самым необходимым – глазами и ушами, отправляется в путешествие по прекрасному миру природы, длиною в год. Всё начинается с весны: птицы обустраивают жилища, бабочки, дождавшись своего часа, вырываются на свободу, а листва на деревьях вспыхивает всеми оттенками зелёного. Почему кроны берёз, клёнов и елей чаще всего направлены на юг? Откуда берутся шишки? Почему поют птицы, и чем трели кукушек отличаются от песен воробьёв? Из подробных рассказов Майи можно узнать, к примеру, что во время сна птицы не падают с деревьев за счет сокращения мышц и натяжения сухожилий, а яйца лягушек и жаб отличаются. Отдельная глава посвящена цветам и их жизни весной. По такому же принципу организовано повествование в главах про лето, осень и зиму.



Столь редкие в повседневном обиходе московских детей вещи, как атласы растений и птиц, бинокль и лупа являются неотъемлемыми аксессуарами шведских детей в процессе познания мира. «Круглый год» - прекрасная альтернатива чересчур «сухому», написанному академичным языком, школьному учебнику природоведения. Да и кто сказал, что учиться можно только в школе?




Софи Кушарьер. Зелёная книга зимы. М.: Карьера-Пресс, 2015.


Продолжая знакомство с сериями книг о временах года, нельзя не упомянуть «Зелёную книгу весны» Софи Кушарьер, которую в прошлом году выпустило издательство «Карьера-Пресс». 



На улице еще прохладно и ветрено, но в воздухе уже витают весенние запахи, и солнце начинает припекать, так что маленький мальчик вместе со своей мамой радостно начинают новый день. Изучая по ходу повествования особенности весеннего периода (разница календарной и астрономической весны, что такое весенний снег с дождём и прочее), юный исследователь собирается в школу, тщательно подбирая одежду. На уроках учительница показывает набухшие почки каштана, рассказывая, что деревья быстрее всего растут именно весной, а после демонстрирует ученикам, как правильно сажать семена хлопка и чечевицы.


В «Зелёной книге весны», конечно, не обходится без уже знакомого нам повара школьной столовой, устроившего детям настоящий праздник овощей и фруктов на обед (рецепт, как и всегда, прилагается). Прекрасная атмосфера гармоничного существования человека в природе через страницы книги врывается в еще по-зимнему серую Москву, принося с собой надежду на что-то новое и интересное. Ну а ежегодная весенняя уборка – традиция, существующая не только во Франции, но и в России, так что мальчик вместе со своими родителями готовит дом к обновлению. С наступлением темноты вся семья переводит стрелки часов на час вперед, и слушает трели птиц, прилетевших из теплых краёв.




Сибилл фон Олферс. Детки Матушки Земли. М.: Карьера-Пресс, 2014.

«Детки Матушки Земли» - еще один прекрасный пример произведения, созданного с безграничной любовью к каждому юному читателю. Сибилл фон Олферс – писательница и иллюстратор, чьи немногочисленные произведения полюбились миллионам детей еще в начале XX века. Живя в Восточной Пруссии (нынешней Калининградской области России), Сибилл обучалась в художественной школе, и, уйдя в монастырь в 25 лет, начала сочинять книги, сама же их и иллюстрируя. Созданные ею произведения, в каждой строчке хранят отражение нежной и трепетной души ребёнка, а изысканно оформленные иллюстрации создают впечатление театральной постановки, в который каждый персонаж несёт тепло и радость.




Впервые опубликованная в Германии в 1906 году, история сердобольной и трудолюбивой Матушки Земли, начинается с приходом весны, когда природа оживает. В недрах, обычно скрытых от людских глаз, просыпаются малыши-корешки, которые проспали под земельным покровом всю зиму. Разбудив, Матушка Земля нагружает их работой: нужно сшить себе одежду самых разных цветов (красную для Мака, ярко-жёлтую – Лютику, белую – Подснежнику), вымыть и раскрасить многочисленных жуков и пчёл, также проснувшихся к весне. Нарядившись и приготовившись к выходу, малыши отправляются праздновать наступление самого счастливого времени года.



Сибилл фон Олферс удалось создать произведение, в котором изобразительное искусство и литература сливаются воедино, раскрывая новые грани друг друга. И именно этим книжная иллюстрация «Деток Матушки Земли» уникальна.



 Ален Грэ. Времена года. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

Многие издатели и литературные критики в последнее время всё чаще сходятся во мнении, что будущее детских книг – за иллюстраторами. Французский художник Ален Грэ, и его творчество – прямое тому доказательство. Большая часть книг (а их около трёхсот) с рисунками Грэ за последние пятьдесят лет стали настоящей классикой детской литературы, переведенной на десятки языков.

Особенности климата в разное время года, разнообразные игры, забавы и развлечения, которыми можно увлечь детей любого возраста, интересная информация о работе фермеров весной и правилась выращивания растений – всё это можно найти на страницах книги издательства «МИФ».



Рассматривая простые и понятные иллюстрации Алена Грэ, можно совмещать процесс чтения с изучением цифр и цветов, считая количество лепестков на листе каштана, или разглядывая сезонные цветы. Особо непоседливым читателям можно дать задание вжиться в роль пугала, отпугивающего птиц во время весеннего посева. А самых трудолюбивых ждет лимонад из свежих ягод летом, и щедрый урожай осенью.




Александр Голубев. Весенние приключение Клёвика. М.: Clever, 2016.


Издательство «Clever» славится своими раскрасками и книгами для детского творчества практически на любую тему. К весне вышел альбом «Весенние приключения Клёвика», в котором ребёнку предстоит не просто узнать об особенностях этого времени года, но и самому создать настоящую весеннюю сказку. Вместе с «отважным птахом» Клёвиком, юным художникам (для которых, по словам Александра Голубева, и создавалась эта раскраска) предстоит заняться проводами зимы: сажать цветы в саду, и печь блины к Масленице.

 Начинается всё с главных предвестников весеннего настроения – мартовскими котами, которых нужно дорисовать (как в случае с Геннадием, у которого вдруг не оказалось хвоста), или просто раскрасить. Затем автор предлагает с головой погрузиться в искусство, и подобно художнику Саврасову, раскрасить вторых провозвестников весны  - грачей, и найти десять отличий между двумя картинами. Помимо незаменимых весенних атрибутов – скворечников, подснежников и ручьёв, в книге встречается множество предметов главных праздников нового сезона – Масленицы и 8 марта, запечатлённых в остроумных иллюстрациях Александра Голубева.



Стоит сказать, что Клёвик путешествует по миру русского искусства не один, а с самым узнаваемым персонажем нашей культуры – незабвенным Александром Сергеевичем (чей абрис безошибочно угадывается в приветливом джентльмене, с чашкой чая и в шляпе на голове).





Гунилла Ингвес. Весна мишки Бруно. М.: Мелик-Пашаев, 2015. 

«Весна мишки Бруно» - книжка для самых маленьких читателей, которая входит в серию издательства «Мелик-Пашаев», созданной шведской художницей Гуниллой Ингвес.  Эту книгу можно изучать перед походом с ребёнком на природу (например, в одну из лесопарковых зон Москвы – Лосиный Остров, Тропарёво, Битца и другие). Дневниковые записи мишки Бруно на первых и последних страницах подскажут, как можно самому вести наблюдения за природой, извлекая из этого процесса пользу, и получая удовольствие от созерцания жизни флоры и фауны.



Вместе со своим верным другом – собакой Лоллой, Бруно отправляется на прогулку. Они услышат трели жаворонка, набредут на норы водяных крыс, проведут весеннюю уборку, и даже посадят рассаду к лету. Наблюдая за изменениями природы, произошедшими с наступлением весны, друзья познакомятся с особенности весеннего периода и его основными приметами.


В нынешнем обзоре не случайно так много скандинавских авторов, ведь именно там, в Скандинавии как нельзя лучше ощущаешь близость человека к природе, воспетой многими писателями и художниками разных эпох и поколений.





Комментариев нет:

Отправить комментарий