19 декабря, 2015

Энн Эпплбаум. ГУЛАГ. М.: АСТ, Corpus, 2015.



Энн Эпплбаум. ГУЛАГ. М.: АСТ, Corpus, 2015.


Выходу книги Энн Эпплбаум «ГУЛАГ» предшествовали долгие месяцы года литературы в России, в течение которых на прилавках магазинов появлялись то патриотичный Владимир Соловьев, то яркий и неожиданный Михаил Зыгарь, то насаждающий конъюнктуру Николай Стариков. Каждый из них писал про свою, родную Россию, пользуясь аксиомой «Он художник. Он так видит». Американский писатель и журналист Эпплбаум не стала играть роль изобличителя власти, или же наоборот, ее приспешника, а взяла на себя ответственность рассказать россиянам (да и всему миру) об одной из самых страшных институциональных систем тоталитарного режима – о ГУЛАГе. Если вышедшие в этом году «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной и «Лестница Якова» Людмилы Улицкой на ту же тему, позволяют читателю одеть на глаза шоры художественного вымысла, то работа Эпплбаум очень убедительно дает понять: именно так всё и было. Справедливости ради стоит сказать, что написала она все это еще в 2003 году (за что была удостоена Пулитцеровской Премии), задолго до того, как все в нашей стране стали интересоваться политикой. Вышедший в 2006 году тиражом в 1 500 экземпляров «ГУЛАГ», остался незамеченным ни читателями, ни критиками. И совершенно незаслуженно.
Огромный фундаментальный труд, при подготовке которого автор изучил не одну сотню архивных документов, интервью, и прочих источников, по праву можно назвать энциклопедией ГУЛАГа. Рассказывая в первой главе об истории возникновения исправительно-трудовых лагерей и их развитии, Эпплбаум, кажется, не упустила из виду ни одной мелочи. Посещение первого лагеря (на территории Соловецкого монастыря) Максимом Горьким; явный след личного участия Сталина в делах отдельных заключенных; строительство Беломорканала и Большой террор – всё это описывается, как ни стыдно признаться, удивительно захватывающе. Автор ловит вас на эмоциональный крючок и, как безоружную рыбу, тянет к неизбежному катарсису (потому как спокойно читать о расстреле ни в чем не повинных людей и гибели младенцев сможет только лишенный эмпатии человек).
Отдельной похвалы заслуживает перевод Леонида Мотылева, но не стоить умолять и заслуг Эпплбаум (владеющей русским языком в совершенстве).
Вторая глава позволяет читателю выстроить в своем сознании картину мира времен советской репрессивной машины. От ареста и этапирования, до смерти или (если повезет) побега автор буквально за руку ведет нас по неотапливаемым вагонам и баракам с грудными детьми. Она, с кажущимся на первый взгляд, хладнокровным равнодушием описывает умышленное членовредительство среди зэков (ради освобождения от каторжных работ). Но, одновременно с этим, показывает обратную сторону лагерной жизни, в которой заключенные шьют одежду из немыслимых материалов, играют в местных театрах, и вообще живут, несмотря на нечеловеческие условия и перманентное ущемление своих прав.
 «ГУЛАГ» Эпплбаум – это не просто исторический non/fiction. Это энциклопедия жизни советского общества. Тех, кто сидел и тех, кто сажал. Автору в равной степени интересна судьба диссидента Бродского и малолетних детей «врага народа». Тяжелые судьбы американских и польских заключенных, трагедия в Катыни, такая долгожданная смерть Сталина и последовавшие за ней революции зэков – всё это представляется автору одинаково важным, вне зависимости от политического контекста.
Чтение этой книги способно оказать поистине терапевтическое действие, через знание и просвещение даруя читателю свободу. Свободу мысли, эмоциональную свободу, а для тех, кого репрессии коснулись напрямую – свободу почти физическую. Труд Эпплбаум – это истинный вклад в вечную память тех, о ком мы столького не знали (или не хотели знать). «Эта книга написана потому, что такое почти наверняка повторится», пишет автор. И очень хочется с ним не согласиться. И помнить. Помнить всех, кого поглотила тоталитарная система.